о школе авторы игра гостевая

Экология республики

 

Экологическое образование

Средняя общеобразовательная школа № 68 г. Казани с 1992 года организует образовательный процесс на двух государственных языках, осуществляя заказ временно и общества демократических преобразований.

Концептуальной основой деятельности педагогического коллектива является формирование личности, способной к самореализации к самовыражению, освоившей как общечеловеческие, так и национальные духовные ценности и способной к диалогу культур.

Одной из перспективных возможностей достижения этой цели является регионализация содержания образования: углубленное изучение родного зыка, преподавание предметов на родном языке, изучение интегрированного курса "Культура татарского народа", включающего такие разделы, как фольклор, народная музыка, народные промыслы и прикладное искусство, национальные традиции, культура и религия, народная педагогика, региональная экология.

В данной статье представляется опыт организации профильного обучения экологической направленности.

Экологическое образование учащихся сегодня является одной из мировоззренческих основ учебно-воспитательного процесса и неотъемлемой частью учебной и внеклассной деятельности педагогов школы:

Законодательной основой явилась разработанная в республике целевая комплексная программа "Экологическое образование населения Республики Татарстан", предусматривающая непрерывное экологическое образование в средней школе.

В нашей школе оно состоит из следующих этапов.

Первый этап - начальные классы. Поставленная цель достигается введением основных экологических и этнографических понятий и терминов на уроках природоведения, чтения, ОБЖ, ИЗО и труда.

Нравственные аспекты первого этапа системы непрерывного экологического образования - это воспитание любви к своей земле, народу, республике, этнической культуре; формирование знаний этноландшафтных корней своего народа, истории своей семьи и генеалогии; привитие нравственного поведения в повседневной жизни.

Второй этап - средние классы. Целью этапа является формирование основ общих экологических знаний. Для этого вводится в учебную программу дисциплина "Основы общей экологии", где рассматриваются основные понятия охраны окружающей среды с учетом региональных и этноландшафтных особенностей Республики Татарстан. В условиях, когда в учебных программах не предусмотрены часы для преподавания экологии, так называемых "экологизированных" программ по физике, химии, биологии, географии.

Нравственными аспектами данного этапа являются: воспитание необходимости ведения здорового образа жизни и занятия спортом; привитие знаний о вреде курения, потребления алкоголя и наркотиков; осознание того, что здоровье и долголетие каждого из нас зависит на 30 % от состояния окружающей среды, на 40 % от образа жизни, на 20 % от генетических корней и только на 10 % от здравоохранения; знакомство с общечеловеческими, национальными и духовными ценностями; расширение культурологической базы воспитания учащихся путем посещения музеев, театров, выставок и мемориальных центров города и республики.

Третий этап - старшие классы. На этом этапе целью является создание условий для наиболее полной самореализации личности учащихся, повышения уровня экологического образования через профориентационную работу, формирования национального сознания и ответственности за сохранность и бережное использование природных ресурсов и богатств Республики Татарстан. Следовательно, данный этап предусматривает формирование у учащихся экологических знаний в объеме среднего образования, с тем, чтобы выпускник средней школы имел необходимые знания и навыки по основам охраны окружающей среды и основам управления природоохранными мероприятиями в быту и в производственных условиях, обладал чувством долга и компетентностью, необходимыми для экологически грамотного поведения и природопользования.

С 1994 года школа совместно с Казанским государственным технологическим университетом на основе договора о сотрудничестве осуществляет допрофессиональную подготовку по экологии. С этой целью за счет вариативной части учебного плана в 10, 11 классах расширено преподается физика, химия и математика, а образовательная область "Технология" представлена предметами "Промышленная экология" и "Менеджмент в промышленной экологии". Опыт преподавания этих предметов обобщен доктором химических наук, заведующим кафедрой инженерной экологии, профессором Мухутдиновым А.А. в учебном пособии "Основы и менеджмент в промышленной экологии", изданном в 1998 году. Учебное пособие выпущено на двух государственных языках и прошло успешную апробацию на базе нашей школы. В книге собран уникальный материал по экологии нашего региона, который может быть использован учителями на уроках естественных предметов в целях интегрирования.

Школа сделала семь выпусков классов экологического профиля. Около выпускников этих классов являются студентами КГТУ, 80% учащихся становятся студентами ВУЗов и ССУЗов этого профиля. Школа тесно взаимодействует с Экологическим фондом РТ и Министерством экологии, а также учебными заведениями экологического профиля.

Организация экологического образования в школе позволяет внести лепту в решение одной из глобальных проблем современности: воспитание человека, способного вести экологический образ жизни.

Земля - колыбель человечества

Прграмма ООН "Защита окружающей среды"

Животный мир заповедника

Растительный мир заповедника

Экология Казани

 

Hosted by uCoz